1 Отредактировано t_folker (09-08-2022 17:22:26)

Тема: Горе-руководитель или рассинхрон в группе. Может кто сталкивался.

Всех приветствую!

Хочу поведать об одном организаторе водных походов, в которых я участвую 8-й год. Дело в том, что наш коллектив достаточно закрытый, в первую очередь из-за полузамкнутой личности лидера (я его в других кругах зову условно «капитаном»), который не очень любит звать кого-нибудь со стороны. Его зовут Андрей, ему 42-й год, в водных походах участвует с 6-ти лет, я с ним знаком с 2011-го года, в 2014 он мне впервые предложил с ним сходить, до этого я к подобному времяпровождению относился скептически. Он фанат байдарок типа RZ-85 (каркасная деревянная производства ГДР), к другим плавсредствам относится довольно критично, особенно ненавидит «Таймени» за их, по его мнению, медлительность, да и вообще не видит альтернативу «розеткам». К ремонту техники он использует подход типа «палка и верёвка», современную оснастку и способы ремонта не приемлет. Основная фраза, как и девиз всей жизни — «ПРОСКОЧИТ!». За это время я побывал в походах с его участием, независимо от состава, первое время был матросом только с ним, с 2016-го, он набрал «новую гвардию» («старички», с которыми он ходил с начала века, большей частью пообзаводились семьями, либо потеряли интерес) и стал меня тасовать с другими участниками, долгое время я не хотел быть капитаном и садится на руль. Всего в его походах я прошёл около 4000 км по воде. Участвовал, разумеется, не во всех его затеях, а число походов у него могло достигать до 10 в год (1…2 длинных и уйма ПВД в пределах доступности от Москвы, иногда дробил отпуск на 4…5-дневные), т. к. у меня имеются и другие интересы.

Всё было бы хорошо, если б не отрицательные, на мой взгляд, черты его характера. Во-первых, судьба и отдельные моменты предстоящего похода определяет только он, за редкими исключениями (правда, бывало, мне удавалось вносить коррективы в маршруты, например, я предложил в 2020-м ПВД по верхней Рузе, маршрут которого не был пройден до конца по причине малой воды). А так, реки, стоянки, меню раскладки, всё время он выбирает, исходя из своих удобств. Как про него сказал один из приятелей: может прогрести 15 км в поисках идеальной стоянки, в результате встанет где придётся, чуть ли не в болоте, т. к. прижмёт темнота. Наш же рацион всегда не отличается особым разнообразием по причине того, что «капитану» в лом таскать «тяжёлые овощи», да и готовить он не умеет толком, даже дома (рис, греча, тушло-вермишло, «Суперсуп»). Во-вторых, у него к походам применяется так называемый «рвачный» метод, что обусловлено, видимо, наличием встроенного в мозг одометра, который нужно без конца накручивать, иными словами мне трудно объяснить его желание выжать из реки максимум километров, даже в ПВД, так чтобы еле успеть на последнюю электричку. На вопрос, почему нужно пройти именно 60 км, а не 45 за 2 дня, он всегда говорит: «А что ещё делать? Выходной же пропадает!». Аргументы «прийти домой пораньше», «выспаться», «подготовиться к работе» для него всякого смысла не имеют. Из-за этого, в половине, минимум, случаев, не удаётся увидеть и сфотографировать на память интересные объекты по ходу маршрута, например, церкви. Его интересует только «гребля ради гребли». Отсюда я сделал вывод, что он всё время пытается убежать от себя. В-третьих, он обладает в кругу своих более молодых товарищей некой харизмой, которой ему удаётся перетянуть их на свою сторону. Например, сумел большинство участников заставить есть суп в прикуску с сырым луком (что для меня некая непонятка). Но при этом, большинство походов, как правило, длинных (последнее время и ПВД тоже), проходит в урезанном, а то и неполном (один гребец на двушку) составе, т. к. его друзья ещё более «чудеснее» его, в частности, отличаются «самосливом» в ответственный момент, пару раз было даже уже из едущей электрички по направлению к реке. В-четвёртых, женщины у него по жизни, в походе в частности, делятся на «тащащих» и «не тащащих», т. е. способных участвовать в доставке лодок от/до стапеля и в обносах на завалах/порогах. Первых в его окружении пренебрежимо мало, вторых он готов терпеть только, если те найдут атланта-бугая, способного самому упереть и лодку, и рюкзак с посудой, спальником и одёжкой (зачастую, с палаткой). В-пятых, для укомплектования состава, особенно неполного, он готов брать кого попало, в т.ч. неопытных новичков, даже тех, кто весло видит впервые, даже на длинные или сложные маршруты. Из всех этих пунктов следует особый характер движения на маршруте: экипажи не ждут или редко ждут друг-друга, самый медленный экипаж игнорируется, защита не используется (а зачем, ему не надо!). Иногда при работающих телефонах может сообщить отстающим об опасностях и сложных местах.

Теперь я хочу поведать о трёх ключевых моментах, где наш «капитан» проявил себя хуже всего:

Первый раз это произошло в июле 2019 года, в северной Карелии (был запланирован мегамаршрут Шомба — Поньгома — Белое море), когда «новая» надувная байдарка «Щука» нашей команды начала спускать уже на старте, на ручье Ялнош, но упомянутый Андрей даже не стал дожидаться нашего отчаливания и большая часть группы ушла далеко вперёд, Через сутки мы догнали остальных, идя на спущенных баллонах, ослабленных, к тому же, навалом на обливняк по неопытности (хотя следовало сниматься на старте). Днями позже мы безнадёжно пытались привести в плавоспособность наше чудо, даже перешли относительно крупное Шомбозеро. Наконец, в глухом месте на реке Шомба, минимум в 50 км от жилья по болотам и озерам, «капитан» бросил нас на сломанной лодке, так как ему нужно было дальше продолжать поход! Рекомендовал добираться до цивилизации как хотим. Помогать нам не захотел, оправдался тем, что не может провести лодку вверх по течению. На самом деле, не хотелось прерывать из-за нас свои планы и отпуск. Как мы выбрались к цивилизации — отдельная тема, скажу лишь то, что не обошлось без банального везения и, разумеется, лодку пришлось бросить на месте. Своей же вины он что здесь, что в двух других случаях не признавал, выкручиваясь и придумывая новые отговорки.

Второй раз это случилось на реке Красивая Меча в Тульской области в мае 2021 года Андрей бросил нас на байдарке RZ-85, когда мы распороли лодку о металлическую конструкцию разрушенного моста (наш косяк, каюсь, но не в этом суть), к счастью, на территории деревни. Матрос быстро выскочил на неглубокий участок, а я рисковал утонуть, спасая уплывающую лодку, которая оказалась в сильно разрушенном состоянии для продолжения похода. Все это происходило при температуре +4…7 воздуха, а воды, что логично, не более того. Наши телефоны были выведены из строя (тут сами дураки, но факт), мы остались на сутки без связи, но Андрея это не потревожило и он уплыл вперед по маршруту. Нам помогли местные жители, обогрели теплыми вещами. У напарника утонули почти все вещи, а те, что не утонули, были насквозь промочены, так как нормального гермомешка у него не было (опять же, сам виноват, но это не отменят факта оставления команды «капитаном», матрос же спал ночью в моей герме 120 л.). У «капитана» на следующий день планировался юбилей, и он спешил найти хорошую стоянку, хотя разрыв между экипажами в момент крушения был не более 200 метров. Оправдался он тем, что было слишком быстрое течение, и трудно было вернуться назад по реке, а по берегу сходить тоже как-то неохота.

Третий раз это случилось в этом году на реке Кереть, снова в северной Карелии. У меня в этот раз была байдарка RZ-85. Собираясь в поход, я предупредил Андрея, что почти не умею проходить пороги, он обещал выделить толкового матроса и всецело мне помогать. В результате, никого подыскать в адекватное время не получилось, и он каким-то макаром уломал пойти со мной жену своего школьного приятеля, которая имела небольшой опыт походов. Нужно было кем-то заткнуть вакантное место матроса. О прохождении порогов, характере реки она имела смутное представление. Андрей и его напарник сперва нам помогали проходить пороги, но всё дальше по маршруту стали больше открещиваться, уходить вперёд и представлять т.о. право прохода нам самим, что не всегда получалось. По неопытности были сломаны все стрингеры байдарки, два раза чудом избежали переворота, «нахлебавшись» воды до половины судна, особенно мучались на т.н. Долгом пороге, который пролегал на расстояние более километра. Надо признаться, что они помогали нам обносить самые сложные пороги, т.к. упомянутая дама не могла таскать со мной лодку в сборе. В один прекрасный день, на обносе порога Варацкий большая часть команды заявила, что даёт нам ограниченное время на сбор и не будет ждать нас на следующем обносе. «Капитан» очень спешил закончить вовремя намеченный им маршрут, который включал волок лодки 3 км, включая 2 км по автодороге. Изначально была договорённость, что он также поможет пройти довольно сложный для меня порог 2-й Масляный. Когда мы подошли к месту обноса самого сложного порога на реке — Краснобыстрого, большей части нашей команды и след простыл. Мне для помощи с обносом пришлось просить случайную группу на стоянке. Когда мы дошли до упомянутого 2-го Масляного, чуть ещё раз не перевернувшись, уже успело стемнеть, пришлось вставать на месте. Еды из общей раскладки они нам не оставили! С утра провести байдарку мне любезно помог один из остановившихся в том месте туристов, который заявил, что затея и характер нашего похода — клуб самоубийц, который не снился даже Стивенсону, что на таких лодках и без защиты популярно было ходить в 70-е, но никак не сейчас. Вообще, у всех, встреченных нами групп, глаза лезли на лоб от сообщения того, что нас бросила команда. Худо-бедно, нам удалось догнать большую часть нашей группы на планируемой точке перевалки — начале порога Колупаевский. И тут Андрей заявил, что наш экипаж — обуза, предложил сняться с маршрута, т.к. тащить нашу лодку 3 км ему не хотелось. Как вариант он предложил разобрать лодку, найти машину и перевести её к озеру, а там собрать (что было малореально из-за вдрызг изломанных стрингеров). В ответ «капитан» получил от меня заявление, что это его третий косяк за всё время наших совместных путешествий и я больше с ним ходить не намерен даже в ПВД. Вернувшись домой, жена его кореша, не смогла удержаться от эмоций и написала в двух чатах ВК, где состояла аудитория этого Андрея всё, что про него думает. Он на это удалил все сообщения, написал, что это мы во всём сами виноваты, заблокировал сначала её, а затем и меня (в том числе ВК), также указав, что мы бы сами могли сняться с Варацкого порога, раз там была автодорога (хотя таких планов изначально не было). Ещё мне было огорчительно, что в этом походе участвовал один из старейших водников нашего «клуба», которому 56 лет. Я надеялся, что он выступит гарантом того, что Андрей нас не бросит, но он внезапно поддался воле большинства.

Сейчас ситуация не ясная, но зная обидчивость «капитана», есть вероятность, что я лишился водных походов если не навсегда, то надолго. Правда, бытует мнение, что «таких друзей…(далее согласно поговорке)»… Сам я, конечно, тоже не идеален, в частности, как бы, так сказать, живу в ритме более медленном, чем остальные участники сплавов, ещё люблю взять, скажем так, чуть побольше вещей. Но это же не поводы бросать в лесу? Можно, например, отказать в походе изначально (если нет желания ждать всех членов группы). В конце концов, я еду в долгожданный отпуск, а не на военные сборы или спартакиаду и это хоть и активный, но ОТДЫХ. Последнее время, по мне бы вообще делать днёвки через день! Как-то так, основные моменты я упомянул, ели что вспомню, то дополню.

Если у кого есть какие-то соображения по поводу изложенного, я буду рад ознакомиться. Может кто и вовсе сталкивался с подобным, хотелось бы получить рекомендации, т. к. чувствую, что ситуация как-то подвисла.

Re: Горе-руководитель или рассинхрон в группе. Может кто сталкивался.

Здравствуйте! Я, конечно, нюансов не ведаю, но после первого, описанного Вами случая, нужно было критично пересмотреть свои взгляды на походы с Андреем, ограничившись другими точками пересечения (работа например, распитие алкоголя и т.д). А в походы ходить с другими людьми. Я с 2008 ходил с коммерческими группами и мне все нравилось: темп ориентирован на слабый экипаж, снаряга необходимая имеется (неплохого, как правило, качества), ремонтами руководит инструктор. Все довольны! В этом году, обзаведясь уже необходимой снарягой и опытом, думаю недельку потусить на Керети сольно. Это лирическое отступление. По Вашей же теме, если интересно мое мнение, винить во всем Андрея не верно. А так как Вы имели представление об этом человеке, то, видимо, могли и предположить о сложностях в походе. А раз случилось, что случилось, то и винить наряду с Андреем Вам нужно и себя. И сделать правильные выводы на будущее! Думается, что если Вам нравятся водные походы, Вы без них не останетесь! wink

Re: Горе-руководитель или рассинхрон в группе. Может кто сталкивался.

Никогда не понимал таких походников (семейников) что делают общую раскладку на питание. Сколько хожу на сплавы всегда каждый экипаж берет свою провизию. Понимаю взять общее , картошку лук морковку. Остальное уж каждый берет свое. Ну не люблю я например копеечную тушёнку и лапшу , аля кабздец желудку. Кто то гвозди переваривает, его проблемы. А на счёт того что кто то отрывается. Ну надо подбирать хотя бы более менее односкоростной флот. Никакая щука или тайга не пойдет со скоростью тайменя или той же шуи. Тут уж вы сами виноваты. А лезть в пороги на деревянном каркасе... Ну это вообще из области мазахизма. Удачи вам в походах.

4

Re: Горе-руководитель или рассинхрон в группе. Может кто сталкивался.

t_folker пишет:

Если у кого есть какие-то соображения по поводу изложенного, я буду рад ознакомиться. Может кто и вовсе сталкивался с подобным, хотелось бы получить рекомендации, т. к. чувствую, что ситуация как-то подвисла.

Если у вас свой ритм движения, не нравится "адмирал" и так далее - вариантов три:

1/ Обсудить острые моменты и требовать выполнения своих условий
2/ Подстроиться
3/ Ходить одному или со своей командой в то время, в том ритме, и теми вводными которые устраивает именно вас.

5

Re: Горе-руководитель или рассинхрон в группе. Может кто сталкивался.

Евгений Филимонов пишет:

... А лезть в пороги на деревянном каркасе... Ну это вообще из области маз0хизма...

Расчёт был на "капитана", который "розеточник" по-жизни, при этом клятвенно обещался в начале похода проходить все пороги за нас... потом кинул. Все спрашивают, зачем тогда брал? С ним мало кто ходит из его компании, нормальных водных сообществ он сторонится, хотелось массовки, чтобы не чувствовать себя "обделённым". Ну и это его вечное "ПРОСКОЧИТ!"...