1

Тема: Геометрия двухместной байдарки

Собрал одноместный каяк (фанера/стекловолокно).
По спокойной воде все устраивает. Но при испытании на порогах в Лосево (Ленинградской обл.) на барахтался вдоволь (очень неустойчивая штука)
До этого, там же в Лосево с сыном на арендованной Хатанге 2 (каркасно-надувастик) два дня гоняли вдоль и поперек с одним килем (и то потому, что под конец булки расслабили)))

Хочу узнать мнение более опытных, по поводу геометрии спроектированной модели двухместной, стеклопластиковой байдарки, на основании понравившейся Хатанги 2
Предназначение - сплав по рекам Карелии, по выходным пороги Лосево
Основные требования - устойчивость, вместимость, надежность
Сомнение - не большая ли получается баржа???)))
https://baydarkin.ru/forum/uploads/images/14431/4c483ad9f4c417b4a3a78002aacb2139.jpg

2

Re: Геометрия двухместной байдарки

Каяк-однушка не должен быть остойчивым, если он не рыболовный. Его равновесие в пороге обеспечивает гребец. Достаточную остойчивость для гладкой воды даёт плоский или почти плоский участок дна в середине лодки.

Двушка очень просто устроена: если хотите простоты поведения в пороге, делаете широкую плоскодонку. Если хотите большую скорость и устойчивость на курсе - делаете узкую слегка килеватую лодку. Вместе гладководные и бурноводные требования не соединяются никак.

Ну и нижний левый рисунок - это яхта периода между мировыми войнами. Как байдарка совсем не годится, неостойчиво и непрактично на мелях и волоках.

3

Re: Геометрия двухместной байдарки

Если осадка рассчитана верно (на рисунке), то лодка тоже будет весьма килюча. Кроме ширины плоскости на это влияет диаметр закругления борта и глубина его погружения.
Хатанги остойчивы, поскольку осадка у них невелика, а диаметр бортовых баллонов достаточно приличный. Бьющая в борт струя не закусывает его, а уходит под лодку. Поэтому-то Хатанги и прощают ошибки типа захода в слив лагом.
Если лодка погружена до середины закругления борта (у надувнух до середины баллона), то навал струи без крена будет ее легко переворачивать.

4

Re: Геометрия двухместной байдарки

Сразу уточню про нижней левый рисунок ЯХТЫ «периода между мировыми войнами».. - это одна и та же байдарка)))) – условно «проект», только вид чуть снизу (видимо неудачный ракурс, удалю его)))…..  И далее по картинкам - черные линии с голубой заливкой – это 3Д компьютерная модель,  параметры которой можно менять/настраивать.  Полупрозрачные красно, сине, желтые фантомы–  это базовая модели Хатанги (двушки, трешки). Все выполнено в масштабе.
Да чудес не бывает.. - манёвреность это плоскодонка …-скорость и курс это киль, что тут обсуждать, все просто … как в танке - больше брони меньше скорость. Но я бы хотел акцентировать внимание на объединение двух разных типов судна – устойчивый надувастик и надежный и вместительный стеклопластик.
Почему пластиковые байдарки не делают по форме надувных ????   По-моему это удачный симбиоз для 2 к.с.  Или я ошибаюсь?
Спасибо за пояснения остойчивости Хатанги, очень дохотчиво )) приму на вооружение
На картинке Работа над ошибками по геометрии. Еще показал два уровня загрузки (300 кг и 160)
https://baydarkin.ru/forum/uploads/images/14431/02ff52476012125da16f68b605569cb5.jpg

5 Отредактировано a1ex (09-10-2019 10:19:48)

Re: Геометрия двухместной байдарки

Алк пишет:

я бы хотел акцентировать внимание на объединение двух разных типов судна – устойчивый надувастик и надежный и вместительный стеклопластик.

Мне показалось это интересным. И в любом случае хочется удачи пожелать. В первом варианте оно было видно отчетливее - корма от слаломника, в передней части больше от Хатанги. Во втором стало более хатангово, т.е. туристично)

Но в таком симбиозе и проблема кроется. Спортивные сплавные лодки не отличаются большой начальной остойчивостью. Им это не требуется и даже в некоторой степени противопоказано. Потому как широкую остойчивую посудину тяжелее кренить. Чтобы накренить ту же груженую Хатангу там где это необходимо, нужны немалые усилия  (и желательно иметь серьезные собственные габариты - иначе можно полностью на борт лечь без особого результата;)).
Узкая корма слаломника позволяет полностью ее утопить и развернуть лодку практически на месте, как поплавок. Особенно хорошо видно на однушках, но и в двойках (правда, там только каноэ в олимпийском формате) тоже заметно. В туристической же посудине корма частенько является главным грузовым отсеком и поэтому ее не слишком заужают. А то и шмотки не влезут, и сильный кормовой дифферент при загрузке возникнет.
Посадочные места в спортивном варианте расположены максимально близко. У каноистов в слаломных двойках вообще жуткий интим.)
В туристических вечное противоречие - с одной стороны хочется сблизить и сместить к центру экипаж, а с другой нужно место под груз, в ходу более длинные весла, низкий угол и не такая отточенная техника гребли: постоянное фехтование и перспектива получить по кумполу от соседа.
В общем, задача скрестить ужа и ежа интересная, но очень сложная)
Понимаю, почему возникла такая мысль. Хатанга 2 Спорт очень удачная лодочка для порожков. Она более маневренна, чем номинальные трешки. Но есть и серьезный минус: большинству туристов будет сложно оптимизировать свою снарягу, чтобы уместиться в ней хотя бы на пару недель. А вот до "трешки" (экспедишн туда же, хотя оно двушка) на двоих ужаться можно без особых лишений. Современное турбарахло позволяет. Хотя тут уж кому что. Кому-то наверное и 18-футового рафта мало.
По поводу надежности стеклопластика по сравнению с надувнухой, да еще и бронебойной... -Хм-м..;)

6 Отредактировано Алк (09-10-2019 11:24:19)

Re: Геометрия двухместной байдарки

Понимаю, почему возникла такая мысль. Хатанга 2 Спорт очень удачная лодочка для порожков. Она более маневренна, чем номинальные трешки. Но есть и серьезный минус: большинству туристов будет сложно оптимизировать свою снарягу, чтобы уместиться в ней хотя бы на пару недель. 

В пластиковой Хатанге 2 Спорт не будет баллонов, а они занимают больше половины полезного объема. Это же серьезный плюс.

7

Re: Геометрия двухместной байдарки

с одной стороны хочется сблизить и сместить к центру экипаж

А чем выгодна такая посадка??? Мне всегда в двушке хотелось расположиться ближе к корме, (вроде легче маневрировать)

8

Re: Геометрия двухместной байдарки

Хотел уточнить еще один момент ..Хочу оставить передний киль, а задний свести к минимуму. Идея заключается в следующем – киль под передним тяговым гребцом дает устойчивость на курсе, отсутствие заднего киля дает большую манёвренность на порожках заднему рулящему. Ведь байдарка входит в поворот как бы с заносом относительно переднего выгребающего. В чем подвох такой конструкции ???

9

Re: Геометрия двухместной байдарки

Алк пишет:

Хотел уточнить еще один момент ..Хочу оставить передний киль, а задний свести к минимуму. Идея заключается в следующем – киль под передним тяговым гребцом дает устойчивость на курсе, отсутствие заднего киля дает большую манёвренность на порожках заднему рулящему. Ведь байдарка входит в поворот как бы с заносом относительно переднего выгребающего. В чем подвох такой конструкции ???

Надо наконец начать записывать, сколько раз я объясняла эту вещь. smile

Две проблемы. Первая. Представьте, что лодка чуть повернулась относительно нужного курса. На плавнике при этом возникает сила, которая действует поперёк лодки. Если плавник сзади - он возвращает лодку на курс. Если плавник спереди - он отклоняет лодку ещё больше. Поэтому дополнительные плавники устанавливаются сзади.

У меня есть байдарка, которую изготовитель хотел сделать одновременно быстрой и манёвренной. Для этого он уменьшил боковое сопротивление именно передней части, сделав передний штевень более пологим.

Вторая проблема. Любая лодка при боковом ветре склонна поворачиваться носом к ветру. На английском это называется weatherwaning или weathercocking, оба слова означают "флюгирование" (которое на русском вообще-то занято авиацией). Чтобы уменьшить эту очень неприятную тенденцию, сопротивление лодки боковому сносу опять-таки уменьшают спереди и увеличивают сзади. Это вторая причина, почему плавник на каяках делают именно сзади.

10 Отредактировано a1ex (09-10-2019 12:47:16)

Re: Геометрия двухместной байдарки

Алк пишет:

с одной стороны хочется сблизить и сместить к центру экипаж

А чем выгодна такая посадка??? Мне всегда в двушке хотелось расположиться ближе к корме, (вроде легче маневрировать)

Посадка (и размещение груза) ближе к центру - меньше инерция и усилие для поворота. Тут еще и основная разница в арсенале технических приемов очень сказывается.

В олдскульном турварианте лодкой на 90% управляет капитан. И в самом простом случае для этого используется всего два-три действия: гребем вперед (в т.ч. широкий дуговой гребок), гребем назад, табаним. Повернуть лодку гребком вперед матросу не под силу, поэтому хоть как-то управляющими для него остаются второе и третье. Для капитана же наиболее эффективен широкий дуговой гребок, а для него чем дальше сместиться назад, тем лучше. Можно аж на спину лечь и за корму махнуть.
В спортивном арсенал значительно богаче и позволяет активно участвовать в управлении "матросу". Первый номер может эффективно выполнить зацеп, подтянуть нос и участвовать в управлении кренами. Потому нет необходимости сдвигать второго назад.

Подвох конструкции только с носовым штевнем? Эмма замечательно объяснила общие принципы и для гладкой воды. Не на гладкой будет скорее особенность, чем подвох. Корму лодки будет развернуть проще, чем нос. Кому-то может показаться удобным, а кому-то нет.

11

Re: Геометрия двухместной байдарки

По поводу вместимости.
А сколько именно вам нужно?
С туристической точки зрения, особенно для тех водников, которые забрасываются колесами в воду (характерно для большинства традиционных карельских маршрутов) и не привыкли ограничивать себя, "запас карман не тянет". Спортивные же лодки абсолютно бескомпромиссны. Там нет лишних сантиметров и граммов.
И тем не менее, скока ннада?)
Уже выкладывал, но после модернизации форума циферки там стали нечитабельны, потому еще раз. Те же лодки, которые вы взяли за прототипы:
https://baydarkin.ru/forum/uploads/images/5415/500bc8157eace0c04110c9653efbdeef.jpg
https://baydarkin.ru/forum/uploads/images/5415/c3079b3751cfaa0aa3db229017ce4256.jpg
https://baydarkin.ru/forum/uploads/images/5415/963e7e35ecf490313f97daa4447b5192.jpg

Литров 200 в "трешки" укладывается полностью под деку при сохранении штатной комплектации. Для большинства "пешеходов" на двоих этого достаточно или овердофига даже на весьма длительный маршрут.

12

Re: Геометрия двухместной байдарки

А сколько именно вам нужно?

В моем случаи вопрос звучал по-другому. А сколько туда влезет?
Ответ я получил после того как оцифровал Хатангу (см. рисунок)
Красная линия — это середина баллонов (водоизмещение в 300л).
Синяя линия – 160 л. это водоизмещение двух гребцов меня с сыном (75+65+20кг байдарка)
Где-то по середине этих линий и будет оптимальная загрузка для похода (210кг +/-).
Багажный отсек у меня от борта до борта 970 мм!!!! Получился. Палатку с гермомешком поперек уложить можно! Корму и нос загружать не буду. Размещу там герметичные баки плавучести. 
https://baydarkin.ru/forum/uploads/images/14431/2ff513365cfc593ca376f7d7c53d4da0.jpg

13

Re: Геометрия двухместной байдарки

Спасибо за советы, не зря к вам обратился!
Глупые вопросы закончились. С геометрией определился. Как и с желаниями.
Буду делать что, то между Хатангой Спорт 2 и Спорт 3. Для похода в Майские по Шуе. В выходные можно будет и на Лосевские пороги заглянуть.
Не буду мешать туризм со спортом.
Каякеры отчаянные ребята,….. но боюсь меня на все не хватит,
Поэтому решено -байдарка туристическая - для души, а для адреналина оставлю кайтинг.

14

Re: Геометрия двухместной байдарки

Ну а теперь от теории к делу. В гараж.https://baydarkin.ru/forum/uploads/images/14431/bf81ef3179da87bd9721a8847431a229.jpg

Распечатываем, режим, точим, клеим

15

Re: Геометрия двухместной байдарки

Красиво. Надеюсь, двушка выйдет достойная. Хотелось бы потом результат увидеть. И интересно, как на воде себя поведет.

16

Re: Геометрия двухместной байдарки

Придется подождать до весны )!!!