Тема: Швертбот Argie-15.

Как я докатился до такой жизни.
На байдарках хожу лет 7, если не больше. Заразил меня Андрей Бердников, чего всем и желаю) Последние пару лет стали брать с собой дочь, а в этом сезоне еще и собаку. В Ильмене размещаемся с вещами на двухдневный сплав вполне свободно, но еще один пассажир уже не влезет. А пассажир подрастает в лице младшего сына и, глядя на наши фото со сплава, спрашивает - а где я?
В прошлом году угораздило меня познакомиться с Сергеем, который живет в Рождествено и обучает управлению парусным судном на своем швертботе 470 (сейчас его группа во ВК уже отсутствует, вроде бы он уехал в другой город). Ощущения от парусов непередаваемые. Ты меж двух стихий, в скорлупке с тряпочкой, цепляешься за обе стихии суденышком и парусами и скользишь по волнам. Обучались в почти штиль, ветер был редкий и очень слабый, но это позволило сосредоточиться на управлении, а не удержании лодки. Удивила чувствительность 470 к ветру. Кожей ветер не ощущался, видна была только небольшая рябь на воде, но парус надувался и лодка уверенно шла 3 км/ч. С этого момента я заболел парусами.
Купил парусное для байдарки, переделал крепление рамы аутригеров под байдарку, сделал раму руля, но сами аутригеры оказались травящими в десятке мест из под всех заплаток. Сезон завершался. В итоге, учитывая тягу к парусам и необходимость расширения вместительности судна для нового пассажира, было решено сменить байдарку на нечто большее.
Долго присматривался к надувным парусным катамаранам и яхтам микро. Яхта оказалась довольно затратной в содержании. В сравнении с лодкой катамаран обладает рядом преимуществ: возможность причаливания к любому берегу (ну кроме острых камней), возможность вынести кат на берег (например, если штормит и большие волны), разборность (легкость хранения и перевозки), остойчивость. Но хорошие катамараны, с вместительностью для 4-5 человек плюс вещи на неск дней похода, грузоподъемностью хотя бы в 400-500кг, имели цену сравнимую с ценой яхты-микро. В итоге я обратил внимание на другой класс - парусные швертботы.
Швертбот имеет подъемный шверт, что выгодно отличает его от килевых лодок. Это позволяет ему ходить по мелким водоемам, приставать к берегам с пологим дном. В остальном это классическая лодка с хорошей остойчивостью и вместительностью. Все же удобнее сидеть на скамьях, а не на полу катамарана.
Немного почитав на эту тему, решил попробовать самострой. Выбирал разные модели, в итоге добрался до Argie-15. Пообщавшись с местным самостройщиком, съездив к нему в гараж, посмотрев на его лодку и прикинув все за и против решил, что строить сам лодку не буду. В итоге заказал в местной конторе лодку по мотивам Argie-15. Пока не буду называть контору, получу лодку и расскажу во всех подробностях с фото, а то отзывов о этих ребятах очень мало.

Об Argie-15
Придумал и разработал данную лодку Дадли Дикс. Длина 4,7м, ширина 1,83, осадка 0,13/0,8м, площадь парусов 9,8м, высота мачты 6м, подвесной мотор 10 лс макс, вместительность 4-6 чел, грузоподъемность 550 кг. Вес лодки зависит от технологий строительства. Производитель обещает вес в районе 85 кг. Судно позиционируется как прогулочное и туристическое семейное для рек и прибрежной морской зоны.
http://boatplans.ru/media/plans/dix/Argie-15/photo-argo15.jpg
Внутреннее пространство образовано банками - встроенными герметичными скамьями с объемами непотопляемости. При использовании лючков подходящего размера внутренний объем банок можно заполнять вещами. Вместительность хорошо демонстрирует видео, на котором 5 взрослых и 1 ребенок.

[video (flash player not installed)]


Лодка оснащена бермудским парусным вооружением (грот + стаксель), что является классическим и широко применимым типом вооружения.
http://boatplans.ru/media/plans/dix/Argie-15/photo_nautiket3_sail.jpg
Так же имеются два комплекта подуключин и транец.
На дне установлены защитные металлические планки, что позволит частично вытаскивать лодку на берег, как и байдарку.
https://static.tildacdn.com/tild3938-3536-4865-a631-323135646638/noroot.jpg

Вот такой вот поворот. Теперь учу много нового: узлы, термины, теорию управления парусами, правила судоходства и т.д. Весной будут отчеты.

2

Re: Швертбот Argie-15.

Очень приятная лодочка.

А вот документы для управления ей нужны? Вроде бы тоже что-то нужно, как на моторках - удостоверение парусного рулевого или что-то такое...

Re: Швертбот Argie-15.

Можно без документов, но некоторые регистрируют как парусное судно. Вроде бы наш ГИМС неохотно регистрирует парусные суда, но этот вопрос еще подробно не изучал. Удостоверение рулевого обычно получают с прицелом на более крупные суда в дальнейшем, возможно тоже займусь этим вопросом.

4

Re: Швертбот Argie-15.

Насколько мне известно, никаких прав не требуется:
"Не проходят очередное освидетельствование зарегистрированные и не зарегистрированные маломерные суда в органах ГИМС: а) гребные суда, принадлежащие физическим лицам и используемые во внутренних водах; б) маломерные суда массой до 200 кг включительно и двигателем (если имеется) до 8 кВт включительно, то есть суда, не подлежащие государственной регистрации в соответствии с Законом"

Разъяснения  ГИМС:
http://www.mchs.gov.ru/document/223867
36 ФЗ:
http://21.mchs.gov.ru/upload/site56/doc … h4TC8P.pdf

По теме топика: решение перестать делать яхту из байдарки, на мой взгляд,
совершенно верное.

Re: Швертбот Argie-15.

У меня была еще дурная мысль, сделать парусный катамаран из двух пластиковых байдарок. Но конечно комфорт и обитаемость ужасная была бы, даже в сравнении с парусным катамараном с натяжной палубой.

6

Re: Швертбот Argie-15.

Здесь, возможно, есть такой нюанс, как разница между:
- необходимостью регистрации маломерного судна в ГИМС
- наличия права (квалификационного документа) на управление маломерным судном.
Что касается регистрации, то для чисто парусных судов (не оснащенных двигателями) регистрации в ГИМС не подлежат суда до 9м длиной,
площадь парусности не оговаривается.
Что касается управления, то мне удалось найти только один документ (от 1995 года), где сказано четко:
"Для управления парусным судном, имеющим парус площадью до 5 кв. м, иметь удостоверение яхтсмена не требуется."
и там же:
"3.3.1. для управления судном, имеющим площадь парусов 60 кв. м и более, - диплом яхтенного капитана;
3.3.2. для управления судном, имеющим площадь парусов до 60 кв. м, - удостоверение яхтенного рулевого 1 класса;
3.3.3. для управления судном, имеющим площадь парусов до 22 кв. м, - удостоверение яхтенного рулевого 2 класса;
3.3.4. для управления судном, имеющим площадь парусов до 12 кв. м, - удостоверение яхтенного рулевого 3 класса."
Если этот документ не отменён или не изменён, то м.б. 3.3.4 потребуется, т.к. судя по фото, площадь парусов будет поболе 5кв.м.
В последней редации документа с аналогичным названием таких чётких утверждений я не нашёл, как и "классов яхтенного рулевого",
там только просто "яхтенный рулевой", и пределы площади парусов упоминаются только в вариантах 22 и 80 кв. м.
Так что м.б. теперь до 22 кв.м. квалификация не требуется.

Re: Швертбот Argie-15.

При случае найду на воде ГИМС и спрошу у них подробно)

Re: Швертбот Argie-15.

Получил лодку пару недель назад. Качество изготовления на высоте. Есть, конечно, мелочи, но не критичные. После байдарки непривычен тот факт, что не могу сам ее кантовать и перевозить на крыше автомобиля. Потребовались услуги человека с лодочным прицепом, чтобы привезти лодку на работу. В ближайшие выходные планирую уже отвезти ее на лодочную стоянку на Сок (напротив карьера), а пока идет процесс изготовления для нее тележки (для хранения на берегу и спуска на воду) и тента. Текущие затраты на лодку и сопутствующее такие:
1. Изготовление лодки на заказ компанией Джекбот в комплектации: лодка, две пары подуключин, пара весел, классическое бермудское парусное вооружение (грот+стаксель) - 245 500 р
2. Транспортировка лодки - 1 000 р
3. Тент из Тарпаулина плотностью 180гр/м2 4х6м - 1 440 р
4. Материалы для тележки (стальные трубы, брус, эмаль, колеса) - 3 400 р
5. Мотор Тохатсу 3,5 - 34 000 р
6. Якорь+якорный канат - 2 000 р
7. Всякая мелочь (канистра, масло, кисти-валики, крепеж, веревки, и т.д.) - 2 000 р
8. Стоянка на суше на Соку порядка 6 т.р./мес.
Чуть позже выложу информацию по тележке. Скрин 3д модели трех вариантов и результат. Так же выложу эскиз с размерами и спецификацией, если кому-то нужно. И ссылку на модели, если кто-то захочет воспользоваться ими для изготовления тележки для себя. А теперь несколько фоток. Делал их на приемке лодки, поэтому пока нет хороших фото крупным планом. Фоткал в основном места крепления шкотов и фалов, соединения узлов, чтобы не забыть при сборке. Фото общего плана и более подробные будут позже, когда отправлю лодку на стоянку.

Отредактировано Инженер (29-05-2018 08:18:54)

Re: Швертбот Argie-15.

Детали тележки покрашены, сохнут.

Примерка положения колесной рамы исходя из загрузки лодки.

Тент, набросок. Сегодня будет обрезка тента по длине, расстановка оставшихся люверсов, подготовка веревки с крюками.

Отредактировано Инженер (04-06-2018 08:08:51)

10

Re: Швертбот Argie-15.

Ждем водных испытаний smile

11

Re: Швертбот Argie-15.

А уж мы с женой как ждем! Байдарка вчера ушла к новому владельцу. Речник, капитан, решил сделать подарок жене - купить байдарку. Живут где-то на Татьянке.
Название лодке уже придумали, осталось найти хорошую краску, вырезать трафарет и нанести на борта.

12

Re: Швертбот Argie-15.

Стало любопытно. Не нужно ли подобную тележку регистрировать в гибдд, выводить задние фонари (поворотники, стопы и т.п.). Согласно закону это полноценный прицеп или нет? Возможно, что и автомобиль должен быть застрахован с учетом прицепа?

Хотя я невнимательно прочитал. Она же не для перевозки по дороге, а для подъема с воды. Вопрос снимается)

Отредактировано fineppp (04-06-2018 18:53:20)

13

Re: Швертбот Argie-15.

Именно так ) Хранить на воде дороже и лодка покроется всякой дрянью, от тины до мазута.
Закончил тент и каркас для него. Пока тент натянут всяким балластом, потом будет прикрепляться к раме тележки. Закрывает лодку в собранном состоянии с мачтой, снятым рулем, с установленным мотором.

Отредактировано Инженер (06-06-2018 15:01:58)

14

Re: Швертбот Argie-15.


Вчера наконец-то поймали ветер. Под гротом походили по разливам Сока возле моста. При слабеньком но ровном ветре (к сожалению в м/с не скажу) шли уверенно, на уровне очень бодро идущей байдарки. Как только появлялись свежие порывы, скорость резко возрастала. На глаз километров 10 в час точно развивали. И это при боковом ветре и одном гроте.
Сегодня не удалось. Ушли в дальний разлив, а пока дошли, ветер стих. Грот и стаксель подняли, но лишь парочка небольших дуновений поймали. Пришлось возвращаться на моторе.
Ощущения конечно  необычные. На ход и курс судна влияет все: положение руля, паруса, ветер, волна, крен и распределение веса. И приходится на ощупь методом тыка это все подтягивать, подруливать, подкренивать, чтобы добиться желаемого курса. И главное - полная тишина. Ни шлепанья весел, ни рыка мотора. Только журчит вода за кормой да бьется нос о волны. Ловить ветер парусом - это прекрасно!

Отредактировано Инженер (12-06-2018 20:36:14)

15

Re: Швертбот Argie-15.

По факту катания, назревает немалый список тюнинга лодки.
Просятся пайолы (стлани) на пол. С ногами тащится песок и вода, сидеть ногами в луже неприятно. Есть вариант сделать их в виде деревянной решетки или найти некое подобие резинового коврика с дырами и порезать в размер.
Производитель забыл установить крепление шверта в поднятом состоянии. Пока привязываю веревкой, но есть мысль сделать крепление через блок или петлю на мачте, чтобы можно было опускать и поднимать из задней части лодки, не выпуская из рук румпель и грот-шкот.
Лейзи-джек - веревочная система вокруг гика, не дающая спускаемому гроту упасть на палубу. Грот складками сам укладывается между натянутыми веревками, что упрощает его снятие и не пачкает его на палубе.
Более крупные лючки в банках. Сейчас стоят такие, что в них пролезает полуторалитровая пластиковая бутылка впритык. А хочется некую мелочь, постоянно нужную на борту, хранить безвылазно на лодке не заваливая ее сумками.
Судовые огни. В темное время суток ходить не планирую, но всякое может быть.
Флаг. Более объективно укажет направление ветра, чем колдунки (ленточки) на вантах (боковые оттяжки мачты).
Резиновую оттяжку пера руля в рабочем положении. Сейчас перо руля фиксируется жестко веревками, при наезде на мель может сломаться. Нужна резинка, придерживающая перо руля в рабочем положении и отпускающая его при наезде на мель.

16

Re: Швертбот Argie-15.

В выходные вышли в пятицу вечером на о.Голодный. По тихой воде дошли до острова, разбили лагерь. Впервые взяли собаку. Сидела в лодке и нюхала новые запахи на воде.
https://pp.userapi.com/c846219/v846219835/8329d/aOTitGApegc.jpg
Вот так затащил на берег, привязал вечером. Половина лодки была в воде.
https://pp.userapi.com/c846219/v846219835/832e3/bZyn6BpxixA.jpg
С утра обнаружил, что вода отошла метра на два.
https://pp.userapi.com/c846219/v846219418/80982/Nc4SBlxhh3s.jpg
Конечно это не байдарка, но вполне можно одному стащить по мокрому песку в воду. Вес пустой лодки с рангоутом около 100 кг.
С утра стали с дочей клеить на борта имя лодки. Потом облили нос лодки домашней настойкой.
https://pp.userapi.com/c846219/v846219418/80a03/ce1h3u1MskE.jpg
На ванты повесили колдунчики для указания ветра, стало сильно проще понимать его направление. Закрепил заглушки в краспицах, которые держат трос. А то в прошлый выход на порывах ветра мачту видимо гнуло, трос ослаблялся и одна вылетела.
https://pp.userapi.com/c846219/v846219418/80a53/-HyDFFdXPWM.jpg
Сегодня купил веревки для лэйзиджека и резинку для фиксации руля. Когда ходил под парусом один, очень неудобно ставить и снимать парус. Пока ты что-то делаешь у мачты, руль поворачивает лодку как попало, в основном неудобным ракурсом. А так будет зафиксирован и лодка подольше будет на оптимальном курсе. Управление швертом через блок сделал, но не сфоткал. Теперь ко мне идут два конца, которыми можно поднимать и опускать шверт не перемещаясь вперед. Осталось только купить щелевой стопор, чтобы можно было фиксировать один конец в любом положении и таким образом дозировать выход шверта, а так же кипу - специальное кольцо, через которое проводятся веревки, чтобы они не убегали никуда.
Походил под парусом с юнгой. Но ветер слабый был и нестабильный, так что особо не погоняли. Но управление конечно непростое. Пока еще никак не привыкну учитывать все факторы, влияющие на направление движения лодки и вовремя подстраивать под них лодку. Особенно сложно это при нестабильном ветре. При ровном ветре все проще, настроил положение паруса и все, дальше только рулишь.
https://pp.userapi.com/c846219/v846219418/80acb/xNwmCbL7-mo.jpg
К ветру идет довольно остро, не ожидал такого от прогулочного швертбота. К сожалению в градусах сказать не могу, на глаз градусов 35 на ветер точно идет. И это только под гротом. Если поставить еще и стаксель, то эффективность работы грота должна увеличиться. Но пока с одним парусом осваиваюсь еще, рук иногда не хватает.

17

Re: Швертбот Argie-15.

Вопрос к форумчанам.
Возникла мысль закрыть передний отсек до мачты двускатным тентом, чтобы дети прятались туда от солнца. Но ткань, будучи нагретой, будеть излучать тепло внутрь. Может быть взять фольгированный пенофол какойнибудь, чтобы отражал сверху, а вспененная прослойка не пускала тепло внутрь? Может ткань сделать в два слоя, а между ними тонкий паролон или синтепон? Продуваться внутри будет, т.к. крепить планирую в точках, а между ними борта изогнуты вниз, так что будут щели для вентиляции. Или вообще жесткий сделать из фанеры или пластика и фольгировать его? Как думаете?

18

Re: Швертбот Argie-15.

Надо просто взять плотную белую ткань. smile Отражатели в таких случаях вроде бы не используются - наверное, не зря.

19

Re: Швертбот Argie-15.

Разве нагретая даже белая ткань не будет излучать тепло внутрь? Или в условиях легкого сквозняка это не почувствуется? В палатке на солнце такое пекло, от ткани идет жар. Боюсь, что и тут будет такой же эффект.

20

Re: Швертбот Argie-15.

Ну, у меня в палатке цвета хаки - пекло, а в очень светло-зелёной - нету пекла. Белое и поглощает, и переизлучает существенно меньше. А вот отражатель будет отражать не только солнышко наружу, но и внутреннее тепло - обратно внутрь.

21

Re: Швертбот Argie-15.

Спасибо, думаю так и поступим.

22

Re: Швертбот Argie-15.

Вопрос, интересный.
Если колхозить, можно сделать навесик из кровельной жести+фанерка+пенопласт под фанерку.
Выйдет в районе 800 рублей, защитит и от УФ, и от ИК излучения.

Хотя, можно, сделать еще дешевле: купить в том же Леруа строительный тент, а внутрь вшить 5мм ВПЭ.
Материалы выйдут рублей в 500.

Бимини из специализированной тентовой ткани: Sunbrella, SeaStar и т.п., выйдет значительно дороже.
Но на то они и специальные тентовые ткани..
У нас в Самаре тентами занимается, например, Олег Горбенко.

23

Re: Швертбот Argie-15.

Твердый делать не хочется, пока думаю в сторону тканей. Хотя мысль интересная, на твердой крыше можно крепить элементы фиксации стакселя, например, или положить якорь. Ну и защита от дождя еще интересна. На этих выходных нас крепко ливнем накрыло.

Отредактировано Инженер (Вчера 07:40:14)