Тема: Швертбот Argie-15.

Как я докатился до такой жизни.
На байдарках хожу лет 7, если не больше. Заразил меня Андрей Бердников, чего всем и желаю) Последние пару лет стали брать с собой дочь, а в этом сезоне еще и собаку. В Ильмене размещаемся с вещами на двухдневный сплав вполне свободно, но еще один пассажир уже не влезет. А пассажир подрастает в лице младшего сына и, глядя на наши фото со сплава, спрашивает - а где я?
В прошлом году угораздило меня познакомиться с Сергеем, который живет в Рождествено и обучает управлению парусным судном на своем швертботе 470 (сейчас его группа во ВК уже отсутствует, вроде бы он уехал в другой город). Ощущения от парусов непередаваемые. Ты меж двух стихий, в скорлупке с тряпочкой, цепляешься за обе стихии суденышком и парусами и скользишь по волнам. Обучались в почти штиль, ветер был редкий и очень слабый, но это позволило сосредоточиться на управлении, а не удержании лодки. Удивила чувствительность 470 к ветру. Кожей ветер не ощущался, видна была только небольшая рябь на воде, но парус надувался и лодка уверенно шла 3 км/ч. С этого момента я заболел парусами.
Купил парусное для байдарки, переделал крепление рамы аутригеров под байдарку, сделал раму руля, но сами аутригеры оказались травящими в десятке мест из под всех заплаток. Сезон завершался. В итоге, учитывая тягу к парусам и необходимость расширения вместительности судна для нового пассажира, было решено сменить байдарку на нечто большее.
Долго присматривался к надувным парусным катамаранам и яхтам микро. Яхта оказалась довольно затратной в содержании. В сравнении с лодкой катамаран обладает рядом преимуществ: возможность причаливания к любому берегу (ну кроме острых камней), возможность вынести кат на берег (например, если штормит и большие волны), разборность (легкость хранения и перевозки), остойчивость. Но хорошие катамараны, с вместительностью для 4-5 человек плюс вещи на неск дней похода, грузоподъемностью хотя бы в 400-500кг, имели цену сравнимую с ценой яхты-микро. В итоге я обратил внимание на другой класс - парусные швертботы.
Швертбот имеет подъемный шверт, что выгодно отличает его от килевых лодок. Это позволяет ему ходить по мелким водоемам, приставать к берегам с пологим дном. В остальном это классическая лодка с хорошей остойчивостью и вместительностью. Все же удобнее сидеть на скамьях, а не на полу катамарана.
Немного почитав на эту тему, решил попробовать самострой. Выбирал разные модели, в итоге добрался до Argie-15. Пообщавшись с местным самостройщиком, съездив к нему в гараж, посмотрев на его лодку и прикинув все за и против решил, что строить сам лодку не буду. В итоге заказал в местной конторе лодку по мотивам Argie-15. Пока не буду называть контору, получу лодку и расскажу во всех подробностях с фото, а то отзывов о этих ребятах очень мало.

Об Argie-15
Придумал и разработал данную лодку Дадли Дикс. Длина 4,7м, ширина 1,83, осадка 0,13/0,8м, площадь парусов 9,8м, высота мачты 6м, подвесной мотор 10 лс макс, вместительность 4-6 чел, грузоподъемность 550 кг. Вес лодки зависит от технологий строительства. Производитель обещает вес в районе 85 кг. Судно позиционируется как прогулочное и туристическое семейное для рек и прибрежной морской зоны.
http://boatplans.ru/media/plans/dix/Argie-15/photo-argo15.jpg
Внутреннее пространство образовано банками - встроенными герметичными скамьями с объемами непотопляемости. При использовании лючков подходящего размера внутренний объем банок можно заполнять вещами. Вместительность хорошо демонстрирует видео, на котором 5 взрослых и 1 ребенок.

[video (flash player not installed)]


Лодка оснащена бермудским парусным вооружением (грот + стаксель), что является классическим и широко применимым типом вооружения.
http://boatplans.ru/media/plans/dix/Argie-15/photo_nautiket3_sail.jpg
Так же имеются два комплекта подуключин и транец.
На дне установлены защитные металлические планки, что позволит частично вытаскивать лодку на берег, как и байдарку.
https://static.tildacdn.com/tild3938-3536-4865-a631-323135646638/noroot.jpg

Вот такой вот поворот. Теперь учу много нового: узлы, термины, теорию управления парусами, правила судоходства и т.д. Весной будут отчеты.

2

Re: Швертбот Argie-15.

Очень приятная лодочка.

А вот документы для управления ей нужны? Вроде бы тоже что-то нужно, как на моторках - удостоверение парусного рулевого или что-то такое...

Re: Швертбот Argie-15.

Можно без документов, но некоторые регистрируют как парусное судно. Вроде бы наш ГИМС неохотно регистрирует парусные суда, но этот вопрос еще подробно не изучал. Удостоверение рулевого обычно получают с прицелом на более крупные суда в дальнейшем, возможно тоже займусь этим вопросом.

4

Re: Швертбот Argie-15.

Насколько мне известно, никаких прав не требуется:
"Не проходят очередное освидетельствование зарегистрированные и не зарегистрированные маломерные суда в органах ГИМС: а) гребные суда, принадлежащие физическим лицам и используемые во внутренних водах; б) маломерные суда массой до 200 кг включительно и двигателем (если имеется) до 8 кВт включительно, то есть суда, не подлежащие государственной регистрации в соответствии с Законом"

Разъяснения  ГИМС:
http://www.mchs.gov.ru/document/223867
36 ФЗ:
http://21.mchs.gov.ru/upload/site56/doc … h4TC8P.pdf

По теме топика: решение перестать делать яхту из байдарки, на мой взгляд,
совершенно верное.

Re: Швертбот Argie-15.

У меня была еще дурная мысль, сделать парусный катамаран из двух пластиковых байдарок. Но конечно комфорт и обитаемость ужасная была бы, даже в сравнении с парусным катамараном с натяжной палубой.

6

Re: Швертбот Argie-15.

Здесь, возможно, есть такой нюанс, как разница между:
- необходимостью регистрации маломерного судна в ГИМС
- наличия права (квалификационного документа) на управление маломерным судном.
Что касается регистрации, то для чисто парусных судов (не оснащенных двигателями) регистрации в ГИМС не подлежат суда до 9м длиной,
площадь парусности не оговаривается.
Что касается управления, то мне удалось найти только один документ (от 1995 года), где сказано четко:
"Для управления парусным судном, имеющим парус площадью до 5 кв. м, иметь удостоверение яхтсмена не требуется."
и там же:
"3.3.1. для управления судном, имеющим площадь парусов 60 кв. м и более, - диплом яхтенного капитана;
3.3.2. для управления судном, имеющим площадь парусов до 60 кв. м, - удостоверение яхтенного рулевого 1 класса;
3.3.3. для управления судном, имеющим площадь парусов до 22 кв. м, - удостоверение яхтенного рулевого 2 класса;
3.3.4. для управления судном, имеющим площадь парусов до 12 кв. м, - удостоверение яхтенного рулевого 3 класса."
Если этот документ не отменён или не изменён, то м.б. 3.3.4 потребуется, т.к. судя по фото, площадь парусов будет поболе 5кв.м.
В последней редации документа с аналогичным названием таких чётких утверждений я не нашёл, как и "классов яхтенного рулевого",
там только просто "яхтенный рулевой", и пределы площади парусов упоминаются только в вариантах 22 и 80 кв. м.
Так что м.б. теперь до 22 кв.м. квалификация не требуется.

Re: Швертбот Argie-15.

При случае найду на воде ГИМС и спрошу у них подробно)