Тема: Хамар-Дабан после Таймени, в сравнении.

С Тайменями я связан давно, с 1984 года, со времен своей молодости. Было с ней всё, большие и малые реки, Карелия, Байкал. Так что опыт эксплуатации с ними большой. Трижды загонял её на первое место в классе каркасников на Скитульце, сейчас это самое массовое весеннее мероприятие туристов-водников, проходит в середине апреля на паводковой р. Вашане в Тульской области.

  Теперь по Хамар-Дабану. Лодка была создана в 90-х годах, бывшим спортсменом-слаломником и тренером молодежной сборной страны и изначально это была чисто сплавная лодка для туризма с обводами слаломных каяков для людей обладающих хорошей техникой гребли.(Ближайший по обводам дна каркасник-Вьюн) А вот с 2015 года лодка обрела совершенно другое, килеватое дно. И теперь лодка подойдет и новичкам. Очень стабильна на курсе, и при этом прекрасно управляется. И это не только мое мнение. Как-то компания из 8 человек взяли у меня 2 Таймени и 2 Хамар-Дабана на три дня. Все вообще в первый раз на байдарках, ни Таймень, ни Хамар-Дабан до этого в глаза не видели. Соответственно, плыли, менялись лодками. Когда за ними приехал, поинтересовался их мнением. Сейчас их слова уже точно не помню, но просто лучше плыть на композитной. Ну а теперь попробую разложить по пунктам.

   1. Сборка-разборка Хамар-Дабану не требуется. На один день поплавать Таймень просто не захочешь собирать, кто знает этот процесс- не буду описывать эмоции.

   2. Ходовые качества. При прочих примерно равных размерах здесь композит в топе. Чем выше жесткость корпуса, тем лучше ход. Не случайно все спортивные байдарки и слаломные каяки из композитных материалов.

   3. Убить корпус Хамар-Дабана в эксплуатации, сопоставимой с Тайменьской просто нереально. На Таймене мне с определенные моменты (например хаотичное сильное волнение), когда корпус лодки ломает и расшатывает, в голове мелькают мысли, а вдруг какие заклепки, стрингера и т.д., не выдержат этих знакопеременных нагрузок, металл как известно накапливает усталость...сколько каркасов у меня уже ушло на запчасти. В прошлом году двое ребят уговорили дать им Хамар-Дабан на паводковую Вашану. Опыт у них был-О!!! Самое смертельное в данных условиях, это "намотать" лодку на дерево. Своеобразный краш-тест. Так они этим занимались 5 часов, с их слов,совершив всего два переворота. Да, на корпусе лодки  впоследствии нашел три залома (локальные места, потерявшие жесткость) Устраняются впоследствии пропиткой этих мест эпоксидкой ну и 2-3 слоя стеклоткани изнутри корпуса лодки по размеру заломов. На все примерно 30 мин. Таймень в таких условиях разбирается на косточки. Кому интересно посмотреть, как это происходит, наберите в инете видео Скитулец 2012 или Антискитулец.

   4. По внутреннему объему примерно равнозначны, но в Хамаре внутри все ровно, без трубок. Ну а что не влезает, можно довязать сверху и там и там. С годами приходит тяга к комфорту. С собой берем палатки самораскрывающиеся, трапики самонадувные, столы, стулья кемпинговые, полноразмерные, хрусталь-бокалы под вино, короче, все влезает, машины на стоянку, или у местных по договоренности.

   5. В Хамар-Дабане суше. От брызг лучше защита, выше борт, закратая дека, нигде не сочится, в отличии от каркасников. Да и вероятности порвать, пробить деку практически нет.

   6. Рулевое управление. На Хамаре это опция. У меня есть на обоих. Но за два года не разу не ставил и не применял, и в прокате людям тоже не предлогал, даже новичкам, все прекрасно справлялись без них.  У заднего гребца есть регулируемые упоры для ног.

   7. Ну и немного по технологии изготовления.  Изготавливается с применением эпоксидных смол и разных видов стеклоткани способом ручной формовки, опыт работы у изготовителя 28 лет. Для её размеров 4760/800 имеет небольшой вес, ок 26 кг. В деке применена стеклоткань а не стекломат, в котором нет связи между волокнами,и требует больше смолы на пропитку, двусторонняя склейка корпуса производится с применением кевларовой!!! ленты. 

  В общем, мое мнение, если есть авто с верхним багажником и место для хранения то стоит подумать...я подумал и заказываю еще две, но с немного измененной декой, скоро такой вариант будет...а Тайменям у меня в прокате тяжеловато, с ними надо бы поаккуратней обращаться.  Если кого что по Хамар-Дабану заинтересовало, напишите, производителя лодок знаю, общаюсь.

Отредактировано olegvlad63 (26-02-2017 20:55:58)

2

Re: Хамар-Дабан после Таймени, в сравнении.



3

Re: Хамар-Дабан после Таймени, в сравнении.

Отредактировал, и добавлю по остойчивости. На пустой лодке на гладкой воде попытался её перевернуть, вообщем ничего не вышло, сам быстрее начинал вываливаться из кокпита, вес мой 70 кг. Ну а груженая соответственно будет еще безопаснее в этом плане.
  По сидушкам. Есть два варианта. Первый- широкое, объемное, достаточно плоское. По образцу Тайменьской эксплуатации позволяет производить закладку под свой зад чего угодно и сидеть сверху этого. Второе типа размера L , анатомической формы, мне такое ближе, практически не требует мягкой прокладки при длительной гребле.

Re: Хамар-Дабан после Таймени, в сравнении.

Хамардабаны в Самаре? Хотел их живьем посмотреть, пощупать.

5

Re: Хамар-Дабан после Таймени, в сравнении.

Думаю, в Самаре не найдете. Лодок с килевым дном совсем мало выпущено,если скажу, что штук 30, думаю что не сильно ошибусь и рекламы по ней нет. Больше, чем я тут отписываю, ничего. Есть немного на профильном сайте, но тоже там мое. И много больше он их делать не в силах, руки одни. У производителя основное, это спортивные каяки (слаломные, каноэ, для кануполо), вот их он лепит поболее. Их в стране наверное половина от него. Вот проще их у вас поискать, пощупать, материалы, технологии одни. А Хамар-Дабан у него только на авито размещен, через дилеров ему по его цене не выгодно. (Это с его слов). Объявление-каяки стеклопластиковые-по Москве. Там тел. его дочери указан. Если кому что спросить,задать вопрос, звоните лучше сразу производителю по номеру 89036598388 Александр Семенович, все расскажет.

Отредактировано olegvlad63 (26-02-2017 21:02:39)

Re: Хамар-Дабан после Таймени, в сравнении.

Спасибо

7

Re: Хамар-Дабан после Таймени, в сравнении.

В Самаре есть и свой производитель стеклопластиковых каяков...
Аделаида и вот это всё..
Не идеально, но и не грустно.

8

Re: Хамар-Дабан после Таймени, в сравнении.

Да, Аделаида существует и имеет свою определенную нишу, но выскажу свое мнение, она не альтернатива Таймени, не для массового использования, да ход безусловно хорош, но далеко не у всех это в приоритете. А габариты, вес, цена, недостаточная остойчивость для новичков... Хамар - простая, безопасная (за счет ширины), очень объемная лодка. А для гурманов-водников есть скоростные одиночки, сам к таким отношусь, но в походы с разношорстными компаниями, с кучей барахла, нужного и не очень продолжаем ходить на Тайменях и вот уже как два года и на Хамарах.

Отредактировано olegvlad63 (26-02-2017 20:44:35)

9

Re: Хамар-Дабан после Таймени, в сравнении.

И несколько фоток с Ладожских шхер.


10

Re: Хамар-Дабан после Таймени, в сравнении.

Почитал тут на форуме КНБ против надувастика...так вот, между Тайменью (каркасник) и Хамаром (композитные материалы; стеклоткань, карбон, карбон-кевлар, кевлар, на эпоксидных или полиэфирных смолах) по ходкости примерно такая-же разница. При прочих равных геометрических размерах  полиэтиленовые будут где-то посредине, корпус не имеет той жесткости, что у композитных. Из практики. Живу на Оке, хожу вверх по течению. Грябать, сачковать не приходится, и на жесткой реально легче...на надувастике  даже не представляю против течения.