Тема: ХАТАНГА-Expedition или Хатанга 3 спорт

Доброго времени! Стою перед выбором байдарки. Есть опыт использования Невы 2 (давали попользоваться) в Карелии и приполярном Урале. Заразили. )) Теперь хочу свою, надувную. Остановился на ХАТАНГА-Expedition или Хатанга 3 спорт. Мой рост 185 см. Рост матроса 165. Есть сомнения что в Expedition мне будет тесновато ногам. В Хатанга 3 спорт не будет тесно матросу? Обе лодки в живую не видел. Возможности посмотреть нет. Использовать будем в ПВХ на спокойных реках и озерах, в 1-2х недельных в Карелии и.т.п до 4 кат. Что лучше взять? Хочу услышать опыт использования в плане удобства посадки и вообще..

2

Re: ХАТАНГА-Expedition или Хатанга 3 спорт

Я, к сожалению, каталась только в единичке, но я не помню, чтобы кто-то жаловался на тесноту в ногах капитана Экспедишна. Про матроса "спорта", наоборот, писали, что там сидеть удобнее, потому что там кончается надувное дно.

Реально вам имеет смысл думать, готовы ли вы махать вёслами одновременно (в Экспедишне) или макать матроса до плечей в карельский порог (в Спорте). smile Про посадку... кому-то не нравится сидеть на дне, кому-то и ничего... По моему мнению - терпимо, когда есть хороший упор для ступней, но высокая посадка удобнее.

Не ждите, что лодка будет такой же быстрой, как каркасник, она не будет. Она хорошо сочетает простоту прохождения порогов с относительно хорошей скоростью и очень простой сборкой, но каркасники всё же быстрее.

3

Re: ХАТАНГА-Expedition или Хатанга 3 спорт

Здрасте.
У меня Хатанга-Expedition, брал её так как сын ещё мал до полноценного матроса, и я решил, что одному управлять байдаркой проще, находясь ближе к центру. По размещению людей и груза в Expedition проблем нет, не тесно, можно сидеть на вещах (кому как удобней), Если нос сильно не загружать, то ребенок может даже в горизонтальное положение вытянутся ). Ходил и двумя взрослыми, ни каких проблем от не синхронного махания веслами нет, так как очки все же расположены на достаточном расстоянии друг от друга (расстояние от спинки одного сидения, до спинки другого - 1,2 м, соответственно между веслами тоже такое же расстояние).
Самый большой недостаток - третьего человека посадить некуда).
По управлению, возможно, на плоскодонных надувнушках расположение капитана ближе к корме выгоднее, в таком случае есть возможность загребать веслом за корму, при этом проще вернуть байдарку на курс, ибо обычный гребок вдоль борта, при начале сноса байдарки в сторону не всегда помогает. И даже несколько гребков не всегда помогает (у меня до этого был только опыт хождения на тайменях, от туда и привычки грести). Но опытный "щукарь" довольно легко капитанил на моей байдарке, при этом байдарка шла весьма ровно, хотя я в качестве матроса лениво греб и к управлению не приступал.
В общем, я запутал всех )).
Вывод. Когда подрастет второй ребенок, или супруга решит прокатиться со-мной и сыном, то трешки мне будет не хватать, а пока вполне устраивает Expedition. Но вот какой из них проще управлять, вопрос открытый.

Re: ХАТАНГА-Expedition или Хатанга 3 спорт

Приветствую! Вот эта тема может быть полезной, совсем недавно многие высказывались http://baydarkin.ru/forum/topic2001.html

5

Re: ХАТАНГА-Expedition или Хатанга 3 спорт

Поскольку что-то много вопросов по Хатангам, пожалуй оставлю здесь эту имху.

На картинках примерная вместимость и схема загрузки 2-3 местных Хатанг с декой и надувным дном. Рассчитано исходя из среднего роста (ноги на 10 см длиннее это минус ~10 литров и наоборот). Стоит ориентироваться на меньшую цифру. Верхний предел - это скорее теоретически достижимый объем (гермы оптимального размера и пропорций, скилл впихивания невпихуемого и сборки 3D-пазлов: 100).
В корму (для всех вариантов) желательно иметь конусную (кормовую) герму 60-80 л. Для Expedition еще одну меньшего объема в нос. Остальное по вкусу и вдохновению.
На 35 (и более)-литровых гермах (если они не задвинуты под деку назад) удобно могут сидеть только очень невысокие люди без упора коленями в деку.

Посадка (по высоте):
1) Штатная (на дно).
Плюс: низкий центр тяжести и меньше парусность при сильном встречном ветре.
Минус: локти практически касаются деки, приходится сидеть в неудобном для большинства людей положении ("на полу с вытянутыми ногами") объем для груза сокращается. Для людей небольшого роста не годится.
Пользуемся редко, только на разгруженных лодках. - Там, где Хатангу уже можно легко перевернуть - косые сливы с валом, достаточно внушительные бочки.

2) Средняя (на гермах ~10-15 см выше дна).
Плюс: сидеть удобнее - примерно как в викингах с надувными сиденьями или на подушке на полу.
Минус: нужна объемная юбка. Плоская штатная и неопрен не катят.
Обычно так и сидим.

3) Высокая (на гермах, зад примерно на уровне деки).
Плюс: высоко сижу, далеко гляжу.
Минус: парусность, низкая устойчивость на порогах и волнах. Не годится для высоких - голени упираются в пластик очка. Нужна "объемная" юбка. Нужен какой-то груз сзади на деку в качестве спинки. Коленями в деку не распереться.
Так часто сидят дети и женщины невысокого роста.

4) На деке.
Плюс: сидишь как на табуретке. На Expedition капитан сидит ближе к корме (примерно как на штатном месте в Sport'ах) и разворачивать лодку ему проще. Встречал мнение, что Expedition так лучше держит курс (верится с трудом).
Минус: идти можно только без юбки (и спинки, если сзади на деке нет груза) сидя на чем-то в луже. Никаких упоров, кроме подсунутых под борта ступней. Зачем тогда клоуздек?
Не пользуемся. Правда, у нас только спорты.

Невысоким людям нужно двигать спинку достаточно сильно вперед, чтобы иметь возможность распираться коленями в деку. Очень высоким (особенно первому номеру при росте 190+, да и от 180 возможно захочется) - наоборот, спинку придется отодвинуть до самого очка. Это стоит учитывать при покупке или заказе неопреновых юбок.

Тем, кому за 100 (кг).
Нет особых проблем, если уж не совсем запредельное что-то. Пара солидных родственников (их общий вес без всякого груза превышает паспортную грузоподъемность трешки), с которыми часто катаюсь в ПВД, натягивают на себя Хатангу как узкие джинсы: на выдохе и лежа. Но и они помещаются. Хотя о комфорте уже вряд ли говорить приходится. До звона накачанная лодка при этом приобретает слегка W-образную форму. На скорость не влияет. Реальная грузоподъемность значительно выше. Но желательно все ж на себя примерить...

Упираемся.
Удобство и эффективность упора коленями в деку сильно зависит от роста, телосложения, высоты посадки и личного имха. При нашей "средней" на гермах и наиболее удобной раскладке груза (спинка отодвинута до конца) с ростом 185 я упираюсь коленями в пластиковый обруч. Наколенники могут помочь. Но даже с ними (как и упора в ПВХ при сдвиге вперед) мне хватает лишь для небольших кренов. Для полного контроля недостаточно. Потому себе поставил бедренные упоры. - Актуально только на порогах, где гигантской первичной остойчивости Хатанги уже не хватает.

Об этой остойчивости.
Там, где с каким-нибудь Тайменем будешь долго бегать по берегу осматривая порог, прикидывать где проходит самая оптимальная линия прохождения: "вон через ту ж..." или по натоптанной тропе обноса, в Хатангу можно посадить бабушку, завязать ей глаза и забыть выдать весло. И бабушка практически со стопроцентной вероятностью пройдет его без всяких последствий для себя и лодки - боком, задом, по камням... как угодно. Естественно, это работает до определенного предела (мощности потока, высоты и крутизны сливов и валов), но скажем, в летней Карелии таких мест абсолютное большинство.
У нас нет гребных бассейнов и школ каякинга под боком, пороги тоже далековато. Дети учатся держать весло в боевых условиях. Если бы мы их по берегу на порогах гулять отправляли, то великовозрастные точно нашли бы себе занятие поинтереснее такого "пешеводного" похода с надоедливыми стариками. С Хатангой проще: вот тебе весло, вот порог. Ты, который с соской, ползи на страховку. А я пошел рыбу ловить.

При этом лодка остается "почти классической" байдаркой. Относительно неплохо крутится - не Каньон, конечно, но и не Таймень. И может ходить по гладководью в приемлемом темпе - не Таймень, конечно, но и не Каньон:).

Sport vs Expedition
Наверное ни для кого не секрет, что разница только в деке. Т.е. в количестве и расположении дырок в ней.
В конфигурации 2 человека + груз в 3 Sport влезает больше добра и основной грузовой объем расположен посередине, а в Expedition сзади. При полной загрузке это означает более равномерную развесовку в Спортах. В ПВД разницы нет. Запихивать какие-то мелочи в корму Expedition удобнее, если вы этим пользуетесь. У нас в корме только то, что достается лишь вечером.
Существенный минус Expedition: бортовые клапаны у нее находятся в тех же местах, что и у 3 Sport. В результате все 4 под декой (у Спортов в районе очка). Спереди еще ладно, но вот сзади... Для достижения максимальной и удобной впихуемости нужно сначала лодку загрузить, а потом подкачать до рабочего состояния. В Expedition сзади не выйдет. А там почти весь груз.
При росте от 180 и широких лапах посадка впереди на Спортах не слишком удобна. Ступни приходится пихать под борта и сидеть со слегка "вытянутыми носочками". Между ними они не помещаются. Благо, в этом месте у Хатанг уже нет надувного дна. В Expedition такой проблемы нет. Сзади в любой лодке места хватает. Только при росте хорошо за 2 м в Expedition могут пятки до переднего очка доставать.
В Expedition гребцы сидят близко друг к другу и к центру. Слишком близко по сравнению с прочими бурноводными лодками с декой, я бы сказал. Могут мешать друг другу. В 3 Sport наоборот - оба на концах лодки. С одной стороны, крутить пустой Sport труднее - инерция больше, штевни чуть сильнее притоплены, а с другой первый номер сидящий близко к носу может эффективнее выполнять зацепы и подтяг, а капитан делать более широкий дуговой гребок - буквально до кормы. Так что для "туристов" наверное плюс у Expedition, а при владении теникой - паритет, либо небольшой первес у Спорта (я за Спорты).
А вообще, "для порогов" из этих Хатанг лучше всего именно двойка, которая 2 Sport.

Много про пороги потому как: если их нет, то нет и никакого смысла брать какую-то из этих Хатанг.
При их небольшой вместимости, не слишком комфортной посадке, объеме в упаковке и весе сравнимом с каркасными лодками, легко можно найти более удачные варианты и для ПВД, и для сравнительно гладкой воды.